Комбинат в лицах: Татьяна Одинцова и Ирина Лапшина

Как в одночасье стать известным на всю страну? Сейчас для этого нужно попасть в рейтинговый телевизионный проект, или стать героем ролика на YouTube. В 30-е годы у страны были другие герои: летчики, совершавшие дальние беспосадочные перелеты, отважные полярники, и вот еще забытое теперь слово – «стахановцы»…

Комбинат в лицах: Татьяна Одинцова и Ирина Лапшина

В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. 30-летний шахтер Алексей Стаханов вместе с двумя крепильщиками своей бригады по-новому организовал работу в забое и добыл (почему-то считается, что он один) 102 тонны угля за смену, что в 14 раз превышало установленную норму.

Почин Стаханова был подхвачен многими молодыми рабочими страны. На Горьковском автозаводе рекордную производительность труда показал молодой кузнец А.Бусыгин (со своей бригадой отковал 1145 коленчатых валов при норме 675), на Мариупольском заводе мировой рекорд по выплавке стали установил сталевар М.Мазай, первым стахановцем среди железнодоржников стал машинист П.Кривонос, О небывалых рекордах сообщали из Куйбышева, Ленинграда, Луганска, Минска…

Движение многостаночниц в текстильной промышленности получило название «виноградовское». Ткачихи вичугской фабрики им. Ногина Евдокия и Мария Виноградовы к сентябрю 1935 года установили всесоюзный рекорд производительности труда, перейдя на обслуживание 70 ткацких станков.

Важной вехой на пути к рекорду стал Всесоюзный конкурс на лучшее освоение ткацких автоматических станков «Нортроп».

Автоматический ткацкий станок Нортропа появился в конце 19 века и получил всеобщее признание на Лондонской выставке в 1895 году.

Сущностью изобретения Нортропа был введенный им способ автоматического выдавливания при помощи молоточка пустой шпули из челнока и последующего вдавливания на ее место новой наполненной шпули. Порожняя шпуля, выдавленная из челнока, падала в особый ящик. Шпули держались в челноке действием пружины. Работа ткача сводилась только к зарядке питателя барабана и к связыванию оборвавшихся основных нитей. Одни ткач мог обслуживать 16 станков.

Также Нортроп ввел специальное приспособление для останова машины в случае обрыва нити основы и ряд других конструктивных улучшений.

А.А. Цибина в ткацком цехе комбината «Большевик». Ткацкие станки «Нортроп»
 
А.А. Цибина в ткацком цехе комбината «Большевик». Ткацкие станки «Нортроп»

В соответствии с техническими нормами, которые до 1935 года были прочно установлены в текстильной промышленности, каждый автомат должен был вырабатывать за один час 1,46 метра молескина. Те же нормы устанавливали, что одна ткачиха должна обслуживать 16 автоматов. Таким образом, нормой дневной выработки ткачихи считалось 163 метра ткани.

1 октября 1935 года ткачихи Виноградовы установили мировой рекорд производительности труда, перейдя с 70 на 100 станков (вместо 94, как планировалось ранее). Виноградовское движение в текстильной промышленности стало набирать темп: появились сотни последователей по всей стране.

Слава, которая свалилась на ткачих Виноградовых, а в их лице и на вичугскую фабрику им. Ногина, не давала покоя конкурентам. На сверхтиповое уплотнение стали переходить не только на новых ткацких станках-автоматах, но и на старых ткацких станках системы «платт», и на прядильных машинах.

Непосредственно у ткачих Виноградовых появились грозные конкурентки с комбината «Большевик» — Татьяна Одинцова и Ирина Лапшина.

Уже самое первое обещание Виноградовых от 15 сентября (о том, что они с 1 октября перейдут на обслуживание 94 станков) чуть было не закончилось «плачевно» для вичужан. Родниковцы, до этого никак не проявлявшие себя, имели на комбинате максимальное уплотнение в 36 станков, которое уже несколько месяцев на фабрике им. Ногина было «типовым». И вдруг ткачихи Тася Одинцова и Ирина Лапшина решили с 1 октября перейти с 36 сразу на 96 станков, рассчитывая оказаться в лидерах. Но с первого раза этот номер у родниковцев не прошел: о «коварных» планах соседей узнали на фабрике им. Ногина и, неожиданно для родниковцев, с 1 октября Дуся и Маруся встали на комплект в 100 станков. Вот в таких детективных обстоятельствах родился первый мировой рекорд!

Комбинат в лицах: Татьяна Одинцова и Ирина Лапшина, изображение №2
 

«Настало, наконец, 1 октября, — рассказывает Ирина Лапшина. — День, которого мы ждали с таким нетерпением, Еще 30 сентября мы с Тасей Одинцовой проверили все до одного 96 станков. В первый день я пришла на работу за 30 минут до пуска моторов, Еще раз были проверены станки, сомнений не было — 96 станков будут освоены».

И своей цели добились. В первую же смену Ирина Лапшина выполнила план на 102,84 процента, а ее сменщица Татья­на Одинцова — на 110,5 процента, выработав 1075 метров ткани при плане 973, и вся ткань ими была сработана чисто­сортной. Весть об успехах этих ткачих быстро облетела весь родниковский комбинат.

Разумеется, ткачихам-рекордсменкам предоставлялся лучший обслуживающий персонал (поммастера, отрывщицы, заряжальщицы и заправщики основ) и станки поддерживались в хорошем рабочем состоянии, но иногда были и случаи вредительства, саботажа, а то и открытого сопротивления.

Часто «виноградовский метод» заключался просто в создании элементарных, нормальных условий для качественной и производительной работы (когда станки вовремя и быстро ремонтируются, изобретения внедряются, сырьё поступает качественное, бригада высококвалифицированная и сплоченная, руководство компетентное и заинтересованное).

Тася Одинцова и Дуся Виноградова
 
Тася Одинцова и Дуся Виноградова

В ходе соревнования крепла дружба между Татьяной Одинцовой и Дусей Виноградовой. Они об­менивались письмами, изучали опыт друг друга, встречались на производственных участках.

В ноябре подруги-соперницы из Вичуги и Родников обслуживали уже по 144 станка.

Апогеем накала соперничества вичужан с родниковцами стало Всесоюзное совещание стахановцев.

14 ноября в Кремле открылось Первое всесоюзное совещание рабочих и работниц стахановцев промышленности и транспорта. Ярким моментом совещания были выступления Дуси и Маруси Виноградовых, а также их соперницы Таси Одинцовой.

Если Дуся Виноградова в своем выступлении скромно обещала Сталину «через месяц перейти на 150 станков», то Маруся Виноградова в своем выступлении уже сделала предупреждение соперницам: «Если найдутся работницы, которые будут брать 144 станка, то мы обязательно перейдем на 150, если кто-либо заявит, что переходит на 150, то мы возьмем 200 станков. Мы свой рекорд никому не отдадим!»

После того, как объявили: «Слово имеет товарищ Одинцова — соперница Виноградовых», — И. В. Сталин сказал крылатую фразу: «Посмотрим, чья возьмет!»

В нижнем ряду: Т.Одинцова,???, И.Лапшина, Е.Виноградова, ???, М.Виноградова на Всесоюзном совещании стахановцев в Москве.
 
В нижнем ряду: Т.Одинцова,???, И.Лапшина, Е.Виноградова, ???, М.Виноградова на Всесоюзном совещании стахановцев в Москве.

Во время речи Одинцовой произошел знаменательный диалог соперниц:

Одинцова. В начале года мы обслуживали 36 станков, а когда узнали, что Виноградовы работают на 70 станках, то сами решили попробовать на 96 станках, — рассказывала Тася с трибуны совещания. — Получилось ничего — 107 процентов нормы, а с 1 ноября взяли со сменщицей 132 станка. Если инженеры постараются и подготовят оборудование, то уплотнение увеличим. Заверяю вас, товарищи, что, соревнуясь с Дусей Виноградовой, я надеюсь, что план перевыполню и оставлю ее позади себя. (Смех, аплодисменты.)

Виноградова. Ты на сколько станков перейдешь?

Одинцова. На 156 станков.

Виноградова. А мы с Марусей на 208. (Смех, аплодисменты.)

(из стенограммы Всесоюзного совещания стахановцев)

Итак, во время этого совещания «ставки были сделаны»: перед лицом всей страны были сделаны серьёзные обещания…

(Продолжение следует)

Материалы группы «Родники-Текстиль» ВКонтакте

Комбинат в лицах: Татьяна Одинцова и Ирина Лапшина
Пролистать наверх