Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд

Вернувшись с Первого всесоюзного совещания стаханов­цев, Татьяна Одинцова выступила перед коллективом комбина­та в клубе имени Ленина, рассказала об итогах этого сове­щания, о соревновании с Дусей Виноградовой и заявила, что в ночь на 25 ноября начнет обслуживать 216 станков.

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд, изображение №1
 

События этого дня описаны в книге Н.Софронова «Дуся Виноградова»:

24 ноября, 8 часов утра. Родники, Улицы и крыши домов под первой, еще тонкой пеленой снега. По всему городу, по всем уголкам комбината «Большевик» расклеены афиши. Около них собираются люди. Читают: «Сегодня Тася Одинцова выступит с докладом…».

11 часов 45 минут. Помещение клуба не вмещает всех желающих послушать участницу всесоюзного совещания стахановцев. Рабочие из цехов, где только что кончилась смена, являются группами.

12 часов. На трибуне Тася Одинцова. Весь зал рукоплещет ей. В клубе около 1200 человек. До отказа заполнены не только зал, но и комнаты клуба. Доклад транслируется по всему клубному зданию и по всему городу.

13 часов. Слово предоставляется Одинцовой.

Рассказав о слете, Одинцова остановилась на своем соревновании с Дусей, на реплике товарища Сталина: «Посмотрим, чья возьмет» Внимательно слушают родниковцы свою знаменитую ткачиху. Она говорит:

— Дуся поступила правильно, заявив о переходе на 208 станков. Она — инициатор стахановских методов в текстиле. Эти методы по праву называются теперь виноградовскими. Но я была бы плохой виноградовкой, если бы, взявшись работать по-виноградовски, стала отставать. И я заявила, что надеюсь оставить Дусю позади. У меня и в то время была полная уверенность, что это так и будет. Эта уверенность не оставляет меня и теперь, когда для Дуси Виноградовой подготовлен комплект в 208 станков. Я могу сообщить вам, товарищи, что по моей просьбе, а так же по просьбе моих сменщиц Лапшиной и Цибиной, для нас также подготовлен новый комплект. В нем 216 станков.

Посмотрим, чья возьмет! (Возгласы: «Наша возьмет!») На новый комплект я становлюсь сегодня и в 8 часов 30 минут пущу свои 216 станков. Не сомневаюсь, что сдержу свое обещание, данное мною перед всей страной.

Вслед за Тасей выступили инженеры фабрики и подмастера. Инженер Воронин заверил собрание, что обеспечит всем ткачихам-стахановкам наилучшую техническую помощь, гарантирует снижение обрывности. «Наша возьмет!» убежденно воскликнул он.

В 16 часов знаменательное собрание кончилось.

19 часов. Сменщица Одинцовой Цибина последний час работает на 144 станках. Стихает шум. Станки останавливаются. Со следующей смены эти станки будут включены в расширенный комплект.

19 часов 30 минут. Цех автоматов залит электрическим светом. В глубине зала, немного ниже потолка, сверкает алая полоса. Огненным языком она рассекает пространство между станками. Это граница нового комплекта Одинцовой. В нем 216 станков.

По асфальтовому полу мелом отмечены стрелки маршрута.

20 часов 15 минут. В зале автоматов тишина. Несмотря на строгий приказ — не допускать в цех посторонних, тридцать-сорок человек расположились возле стен. Они молча ждут. Разве можно назвать их «посторонними»? Это лучшие производственники, проработавшие на фабрике по тридцать пять—сорок лет. Здесь сменщица Одинцовой, здесь подмастера всех трех смен, здесь секретарь райкома партии и секретарь ЦК хлопчатобумажников.

20 часов: 30 минут. Директор крепко пожал руку Одинцовой и через несколько секунд потерял ее из виду.

20 часов 31 м 46 секунд. Стрелка хронометра остановлена. 216 станков приведены в действие за 1 минуту 45 секунд.

21 час. Вероятно, в пятнадцатый раз проходит вдоль комплекта неутомимый Руф Семенович Воронин — инженер ткацкой. Он подсчитывает число остановившихся станков. Иногда их десять-двенадцать на весь комплект, иногда восемнадцать. Это значит, что дело идет прекрасно, обрывность невелика.

22 часа 30 минут. Подсчитываются результаты работы за первые полтора часа. Работа Одинцовой идет на высоком уровне: план выполняется на 108 процентов.

25 ноября 4 часа 25 минут. Сменщица Ирина Лапшина занимает место Одинцовой. Тася по-прежнему бодра. Она весело улыбается.

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд, изображение №2
 

В 5 часов утра Тася Одинцова подписывает телеграмму:

ЦК ВКП(б) — ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

В ответ на вашу реплику: «Посмотрим, чья возьмет!» — при моем выступлении на всесоюзном слете стахановцев, я и мои сменщицы Лапшина и Цибина, соревнуясь с лучшими ткачихами Советского Союза Евдокией и Марией Виноградовыми, перешли с 24 ноября на обслуживание 216 станков. Первую смену работала я. За семь часов выткано 2349 метров молескина. План выполнен на 107,9 процента. Производительность оборудования – 1,61 метра на станок в час при норме 1,50 метра. За год мы втроем выработаем ткани более чем на триста тысяч костюмов.

Еще раз заверяю вас, товарищ Сталин, что от Дуси Виноградовой я не отстану!

С комсомольским приветом

Тася Одинцова, ткачиха родниковского комбината «Большевик».

Не отстали от нее и сменщицы: Ирина Лапшина выполнила на 106,3 процента, дала 2314 метров ткани, а Александра Цибина — 103,6 процента и 2254 метра. Показатели Цибиной были бы выше, но в ее смену работали обметальщицы станков и отняли 3,2 процента плана: в тече­ние всей смены 6-7 станков бездействовали.

Это был поистине мировой рекорд!

День за днем, неделя за неделей ширилось стахановское движение на родниковском комбинате. Если в первых числах 1935 года стахановцы на комбинате насчитывались единицами, то 23 ноября их было уже 1067 человек: в прядильной фабрике -396, в ткацкой – 367, в отделочной- 212.

27 ноября — ткачихи Виноградовы и Подсобляева, как и было запланировано, перешли на обслуживание 208 станков, о чем они также сообщили телеграммой Сталину. Но уступать соседям Вичуга не захотела.

«Дусе хотелось, чтобы количество станков было не 208, а больше. Беда заключалась в том, что стены огромного ткацкого зала не вмещали больше 208 станков. Но Дуся не верила в серьезность препятствия, настаивала на 216.

— Ну что я могу сделать? – отбивался от молодых ткачих директор фабрики Панов, когда те пришли к нему с требованием подготовить участок из 216 станков.. – Поймите, Коноваловы строили фабрику не по единому плану: накопят капитал – и кладут пристройку из кирпича. Оттого у нас и цеха такие маленькие, нет такого простора как на меланжевом или «Красной Талке». Стены у цеха кирпичные, их не сдвинешь.

— Не все кирпичные, — возразила Дуся. – там, где кабинет начальника цеха — из досок да из фанеры, хотя они и закрыты штукатуркой. Снести эту стену и поставить еще станков.

Предложение было неожиданным, сначала его стали обшучивать. А Виноградовы настаивали на своем.

— Мы же не о себе беспокоимся, а о чести всей фабрики.

Панов стал серьезнее, пригласил механика, строителя, заведующего фабрикой. Наутро стенка исчезла, а ремонтники монтировали станки, перенесенные с других участков.

29 ноября Виноградовы и Подсобляева рапортовали о переходе на 216 станков.»

Ежедневная выработка каждой ткачихи этого комплекта выражалась невиданной цифрой: 2360 метров ткани.

Безумная гонка закончилась разумным компромиссом — боевой ничьей!

Спустя месяц, в самом конце 1935 года, ткачихи Виноградовы, а также их соперницы Тася Одинцова и Ирина Лапшина удостоились высшей награды страны — ордена Ленина.

Текст награждения гласил:

«За инициативу и первенство в деле овладения техникой своего дела, за трудовой героизм и выдающиеся успехи в повышении производительности труда, благодаря чему были преодолены и оставлены далеко позади старые технические нормы и превзойдены в ряде случаев нормы производительности труда передовых капиталистических стран, в ознаменование первого всесоюзного совещания стахановцев промышленности и транспорта, Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет наградить орденом Ленина…

Е. В. ВИНОГРАДОВУ, М. И. ВИНОГРАДОВУ, Т. И. ОДИНЦОВУ, И. А. ЛАПШИНУ»

В 1936-1940 гг. Виноградовы, Одинцова и Лапшина учились в Промышленной академии в Москве. Комплект Т.Одинцовой и И.Лапшиной в 216 станков приняли А.А. Цибина, В.И. Королева и В.Ф. Родолицкая. В годы Великой Отечественной войны они выполняли до полутора норм за смену.

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд, изображение №3
 

Одинцова Татьяна Ивановна (1911-1999) Проработала на родниковском меланжевом комбинате «Большевик» более 40 лет, пройдя путь от ткача до начальника ткацкого цеха. Почетный гражданин г.Родники.

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд, изображение №4
 

Лапшина Ирина Алексеевна (1912-1990) После получения диплома инженера-технолога работала на родниковском меланжевом комбинате «Большевик» мастером ткацкого производства, начальником ОТК. Почетный гражданин города Родники.

Использованы отрывки из книг:

Т. Лешуков Виноградовским маршрутом, Ярославль,1985 г.

Н.Софронов Дуся Виноградова, Москва,1936 г.

Материалы группы «Родники-Текстиль» ВКонтакте

Комбинат в лицах: замечательные сутки. Новый мировой рекорд
Пролистать наверх