Комбинат «Большевик» в годы Великой Отечественной войны (часть 1)

1 марта 2020 года президент подписал указ об установлении звания «Город трудовой доблести» в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны. Одним из претендентов на присвоение этого почетного звания может быть и наш город.

День 22 июня разделил жизнь всех советских людей на «до» и «после». На защиту страны от немецко-фашистских войск родниковцы отправлялись с первый дней войны. Только 23 июня повестки в военкомате получили более 300 работников комбината, а всего за первые 10 дней войны на фронт ушли 668 кадровых рабочих. Взамен них принято на работу было лишь 99 человек. На определенную часть высококвалифицированных рабочих, связанных с выполнением спецзаказов, было распространено бронирование. Отсрочки оформлялись на конкретный срок, по истечении которого они или снимались или продлевались.

Первой задачей комбината в условиях военного времени стала организация защиты от воздушного нападения – светомаскировка, создание системы бомбо- и газоубежищ. Весь двор комбината был изрыт щелями-бомбоубежищами.

С июня 1941 года литейно-механический завод был переведен на выпуск оборонной продукции – корпусов для 45мм осколочных снарядов.

Изменился и ассортимент основных производств – вместо коверкотов, шевиотов, костюмных и плащевых тканей увеличивается производство одеял, началось производство авизента для выпуска парашютов, основной продукцией военного времени стала диагональ гимнастерочная.

Позднее ветеран труда Л.Касаткина посвятила ей стихи:

Победу мы ковали вместе,
Хоть не с оружием в руках,
Мы ткали нашу «гимнастерку»
На старых «платтовских станках»
Мы ткань без брака выпускали,
Чтоб только первым сортом шла,
На фронт посылки отправляли
С эмблемою «Большевика»
Чтобы, надев ту гимнастерку,
Боец под пулями врага
Вздохнул и вспомнил облегченно,
Что рядом – женская рука.
И для Победы все старались,
Чтоб кончилась война скорей,
Тепло души бойцам мы слали
В той «гимнастерочке» своей.

Основной ассортимент военных лет – «гимнастерочка»
 
Основной ассортимент военных лет – «гимнастерочка»

Уже в начале июля 1941 года нарушилось привычное снабжение комбината сырьем, полуфабрикатами, топливом. На техническом совете было принято решение об экономном расходовании имеющихся материалов и разработке их возможных заменителей.

На ткацкой фабрике разрабатывали заменитель труднодоступного теперь крахмала через смешивание разных сортов муки.

На прядильной фабрике в результате экономного использования сырья удалось добиться увеличения выхода пряжи из хлопка более чем на 1%. Казалось бы, немного, но в масштабах комбината это позволило сэкономить тонны хлопка и десятки тысяч рублей.

Особенно большие трудности возникали в красильно-отделочной фабрике, осуществлявшей окраску суровых тканей не только для комбината, но и для многих других предприятий области. Заведующий фабрикой В.И. Шевченко мобилизовал коллектив и провел большую работу. Отделочники увеличили выпуск товара за счет сокращения переходов, не снижая при этом качества тканей, заново разработали технологические проводки ткани, утвердили новые эталоны. В целях экономии красителей было решено расходовать их в размере 50% от утвержденной нормы.

А когда все резервы оказались исчерпаны, отделочники решили передать под красильные агрегаты оборудование бездействующего в войну отбельного цеха, приспособив под эти цели мерсеризационную машину и расшлихтовочный аппарат. 39 часов не уходила с работы машинист З. П. Гусева, пуская «новый красильный аппарат» в работу, а рядом с ней безвыходно 48 часов трудился начальник красильного цеха Василий Николаевич Васильков. Пуск этих машин на окраску тканей только в июне 1942 года позволил «одеть» 15 стрелковых дивизий.

В июле 1941 года было досрочно выпущено 53 ученика школы ФЗО по специальности слесарь. К станкам вставали не только подростки, ушедших мужчин заменяли женщины-домохозяйки, на комбинат вернулось более 300 ветеранов.

Старейшие работники котельной Коновалов П.В. (работает 27 лет), Журавлев В.Я. (работает 21 год) и Узов А.П. (16 лет)
 
Старейшие работники котельной Коновалов П.В. (работает 27 лет), Журавлев В.Я. (работает 21 год) и Узов А.П. (16 лет)
Кочегар А.В. Шмель, стахановка, освоила специальность в годы войны
 
Кочегар А.В. Шмель, стахановка, освоила специальность в годы войны

В документах сохранились фамилии работниц, которым пришлось осваивать новые профессии и при этом добиваться высоких результатов. Это Гарелина Нина Алексеевна, освоившая профессию токаря (ранее она была счетоводом) и выполнявшая норму на 250%, а также Баландина Нина Иосифовна (браковщица пряжи), ставшая токарем и выполнявшая норму на 330%.

В октябре 1941 года была сформирована группа из 92 стахановок-ткачих для обучения на помощника мастера.. К 1 мая 1942 года на прядильной фабрике 22 девушки овладели мужскими профессиями, а на ткацкой 71 стала помощником мастера. К началу 1944 года доля женщин среди работников комбината составляла 83%, мужские профессии освоили более 1000 человек.

К лету 1942 года была объявлена мобилизация трудоспособного неработающего и не состоящего членами колхоза населения, проживающего в 4-х километровой зоне от городской черты для работы на комбинате «Большевик». Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет. Исключение составляли матери, имевшие грудных детей, а также детей до 8-летнего возраста в случае отсутствия другого ухода за ними.

Проблема недостатка рабочей силы сохранялась весь период войны. Если на 1 января 1941 года на комбинате работало 11 450 человек, то на 1 января 1945 года осталось только 7 040 человек.

Шлихтовальщицы, освоившие эту специальность во время войны слева направо – шлихтовальщица Печенкина О.О., мл.шлихтовальщица Кустова А.К. и ст.шлихтовальщица Глушкова Е.В.
 
Шлихтовальщицы, освоившие эту специальность во время войны слева направо – шлихтовальщица Печенкина О.О., мл.шлихтовальщица Кустова А.К. и ст.шлихтовальщица Глушкова Е.В.

Весь период войны необходимо было поддерживать очень жесткую трудовую дисциплину. В резолюции «О работе текстильных предприятий и состоянии трудовой дисциплины на них», (напоминавшей приказ о дисциплине в Красной Армии, известный как «Ни шагу назад!») говорилось о праве директоров выселять из фабричных квартир лиц, самовольно оставивших работу, предлагалось направить ходатайство о праве текстильных предприятий отбирать паспорта у своих рабочих и служащих (по примеру оборонных предприятий).

Лучший чтец-агитатор тов.Решев читает сводку с фронта
 
Лучший чтец-агитатор тов.Решев читает сводку с фронта

Уход рабочих с комбината действительно имел место, особенно напряженная обстановка сложилась зимой 1941-1942 гг, когда из-за отсутствия топлива и электроэнергии почти все производства комбината практически остановились. Перестали выплачивать зарплату, а продовольствия, выдаваемого по карточкам, не хватало. В этих условиях многие уходили в близлежащие деревни, где жизнь была немного посытнее. Ветеран труда Л.Касаткина из дер.Цепочкино вспоминала, как «несколько женщин из ее деревни в начале войны вернулись с комбината «Большевик» домой. К тому же все они имели малых детей а мужья воевали. С фабрики их не отпустили, и они ушли самовольно, в надежде что в тюрьму не посадят. Но жестоко ошиблись. Посадили. За одну из женщин – мать троих детей – в защиту встала вся деревня. Просили не лишать ее свободы. И суд наказание «смягчил», послав женщину на подвозку топлива в котельные комбината «Большевик». Домой в деревню ее отпускали лишь раз в месяц, а когда она приходила, в изнеможении падала. На плечах кровоточили раны от лямок вагонеток, которые она таскала по рельсам в котельные. Дети ее уцелели от гибели лишь благодаря милосердию соседей.»

Использованы материалы книги: В.С. Околотин. Родниковский район в годы Великой Отечественной войны

Материалы группы «Родники-Текстиль» Вконтакте

Комбинат «Большевик» в годы Великой Отечественной войны (часть 1)
Пролистать наверх