Пятая трудовая четверть

Первая запись в трудовой книжке у тысяч родниковцев — о работе в трудовом отряде. Это первые трудовые навыки, первый опыт взаимодействия во взрослом коллективе, первая зарплата.

С 1974 года для родниковских старшеклассников кроме обычного учебного года существовала еще и пятая трудовая четверть.

По традиции в последний день учебы для девятиклассников проводился праздник труда, посвященный их вступлению в трудовую семью. В течение учебного года девятиклассники обучались профессиям прядильщиц, съемщиц пряжи, операторов мотального, крутильного, ленточного оборудования, маляров и штукатуров.За учащимися закреплялось оборудование, наставники передавали девушками и юношам секреты профессионального мастерства, учили ответственному отношению к порученному делу. Для руководства командирами отрядов назначались опытные учителя, комиссарами — лучшие учащиеся.

Все члены трудового отряда получали специальную одежду, обеспечивались питанием в столовых производств. Отряды имели звучные романтические названия, нередко названия переходили из года в год —

«Юность», «Дружба», «Ровесник», «Фрегат», «Икар» (СШ №1),

«Корчагинец», «Бригантина», «Смена», «Фордевинд» (СШ №2)

«Молодая смена», «Красная гвоздика», «Ритм», «Романтик» (СШ №3),

«Данко» (СШ №4)

Все трудовые отряды старшеклассников принимали участие в соревновании под девизом «Мой труд вливается в труд моей республики». Проводились бригадные и индивидуальные соревнования. Победители награждались Почетными грамотами обкома комсомола и денежными премиями, переходящими красными знаменами и вымпелами, туристическими поездками по маршруту Всесоюзной экспедиции «Моя родина — СССР».

В ходе пятой трудовой четверти подростки не только занимались профессиональной деятельностью, но и показывали свою общественную активность. Старшеклассники выпускали стенные газеты, и готовили выступления агитбригады, встречались с ветеранами войны и труда передовиками производства, участвовали в субботниках, областной военно-спортивной игре «Орленок»,

В выходной день для трудовых отрядов организовывались поездки — на Волгу, Рубское озеро.

В торжественной обстановке проходило вручение трудовых книжек и первой зарплаты.

Трудовой отряд прядильщиц "Юность-76" с наставником Н.К. Дерябкиной после вручения почетных грамот о присвоении призового места в социалистическом соревновании. Слева - Веселова О.В., мастер ткацкого производства
 
Трудовой отряд прядильщиц «Юность-76» с наставником Н.К. Дерябкиной после вручения почетных грамот о присвоении призового места в социалистическом соревновании. Слева — Веселова О.В., мастер ткацкого производства

Трудовой отряд прядильщиц «Юность-76» с наставником Н.К. Дерябкиной после вручения почетных грамот о присвоении призового места в социалистическом соревновании. Слева — Веселова О.В., мастер ткацкого производства

Трудовой отряд нередко становился первой ступенькой к будущей профессии текстильщика. Обучение продолжали в профессиональном училище, или текстильном институте. Среди руководителей и специалистов прядильного и ткацкого производств почти все начинали свой путь в текстиль именно с трудового отряда.

А вот что рассказывали о своей работе и своих впечатлениях сами участники трудовых отрядов на страницах комбинатовской многотиражки «Голос масс»:

«Первым ощущением производственного цеха стала для нас внезапная глухота. Понемногу привыкнув к шуму, мы с недоумением стали ловить на себе недоверчивые взгляды. Это чуть не выбило нас из трудовой колеи. Руки не слушались, а в голову закладывалась предательская мысль «Не смогу!». И конечно, не смогли бы, не будь рядом старших товарищей — наставницы Нины Валентиновны Маловой и командира отряда Нины Леонидовны Варламовой.

В первые дни стоишь у машины с готовностью вот-вот заплакать от сознания собственного бессилия. Но вот замелькала среди машин голубая косынка. Она все ближе и ближе. И сразу уплывает куда-то неуверенность. Теплое слово, ласковая улыбка, умение помочь делом и даже взглядом — все это делает человека особенным, зажигает в сердце искру любви. Такая она, наша наставница Нина Валентиновна Малова.»

О.Россомахина, комиссар трудового отряда «Корчагинец» СШ № 2, 31.07.1981 г.

«Отряд сразу стал обслуживать 10 с половиной машин. Мало сказать, что девчата работали с огоньком. К нашему великому чувству ощущения труда, пожалуй, присоединилось необычное волнение от того, что мы впервые несем ответственность за выполняемое дело. После смены каждый из нас шел по улице и гордился, что я рабочий человек. Нам хотелось улыбаться встречным людям. Учащенно билось сердце. И даже немного было обидно, что прохожим нет дела до нас, они не замечают нашего настроения.»

Трудовой отряд прядильщиц средней школы № 3
 
Трудовой отряд прядильщиц средней школы № 3

Трудовой отряд прядильщиц средней школы № 3

Т.Гальмутдинова, член отряда «Бригантина» СШ № 2, 26.06.1981 г.

«Продолжительность нашей работы всего два месяца. Успешное выполнение намеченных планов зависит от насыщенности каждого часа. Нам нельзя допускать ни дня для раскачки.

С первых дней в нашем отряде появились маяки-энтузиасты, которые взяли сразу по две сторонки прядильных машин и добились замечательных успехов. Так, например, Галина Тютина выработала за первые пять дней 680 кг пряжи, а Светлана Калушкина — 530 кг. пряжи.

По ударному, с молодым задором трудятся мотальщицами Галина Безрукова и Татьяна Маслова. На третий день работы они уже выполнили норму, вырабатывают за смену около 200 кг пряжи для джинсовых тканей.»

Таня Маслова, комиссар отряда «Ритм» СШ № 3, 19.06.1981 г.

«Не только работа соединила нас в единый, цельный, сплоченный трудовой коллектив. 26 июня мы приняли участие в акции «Я голосую за мир», а 20 июня вышли на субботник. Заработанные средства перечислили в Советский фонд мира.

Впереди у нашего «Икара» огромные планы — попробовать свои силы в конкурсе веселых и находчивых, в туристическом слете среди трудовых отрядов.

Многому научила нас пятая трудовая. Это наш первый шаг к самостоятельной жизни.»

С. Старинкина, член трудового отряда «Икар» СШ № 1. 22.07.1983 г.

Материалы сайта «Родники-Текстиль» ВКонтакте

Пятая трудовая четверть
Пролистать наверх