25-тонные «ИВАНОВЦЫ»: история и современность

«ИМЗ АВТОКРАН» является одним из основных поставщиков автомобильных кранов грузоподъемностью 25 т на российском рынке. Их доля достигает 80% выпуска всех  «ИВАНОВЦЕВ». Более чем за 20 лет серийного производства потребители получили около 20 тыс. ивановских 25-тонных кранов.

Нынешние 25-тонники уже совсем не те, что были раньше. В современной линейке представлено два десятка моделей, различающихся длинами стрел, базовыми шасси, комплектацией и прочими техническими нюансами.

А с чего начиналась история ивановских 25-тонников?

Первый «ИВАНОВЕЦ» грузоподъемностью 25 т создали еще в 80-е годы. Это была необычная машина, представлявшая собой крановую установку, выполненную в виде полуприцепа к тягачу МАЗ-5433. Пойти на компромиссный вариант пришлось по причине того, что на тот момент отечественный автопром не имел подходящего шасси для автокрана такой грузоподъемности. Серийно этот кран не выпускался.

Возвращение к теме 25-тонников произошло в конце 90-х годов, когда отечественные автозаводы освоили производство шасси требуемой грузоподъемности. Переход на 25-тонные краны происходил поэтапно. Первоначально – в 1995 году – завод приступил к выпуску крана КС-45717 грузоподъемностью 22 т. Он был оснащен 3-секционной, телескопической, 21-метровой стрелой и базировался на шасси Урал. В 1997 году началось производство аналогичной модели КС-45717К на шасси КАМАЗ-53213. В 1999 году 22-тонник модернизировали, усилив стрелу и подняв грузовой момент до 75 тм, так появилась легендарная серия автомобильных кранов грузоподъемностью 25 т. Для первых 25-тонников применялись 3-осные шасси Урал-4320-30 (КС-45717-1), МАЗ-63038 (КС-45717А-1) и КАМАЗ-53229 (КС-45717К-1). В последующие несколько лет модельный ряд пополнился модификациями крана КС-45717К-1 на шасси КАМАЗ-53215 и КАМАЗ-55111, а также на КАМАЗ-53228 с колесной формулой 6х6 (КС-45717К-2). В 2010 году добавилась еще одна версия – КС-45717К-3 на шасси КАМАЗ-43118 (6х6).

КС-45717А-1 на шасси МАЗ-63038 – один из ранних серийных 25-тонных автокранов "ИВАНОВЕЦ", выпущенный в 2000 году

КС-45717А-1 на шасси МАЗ-63038 – один из ранних серийных 25-тонных автокранов «ИВАНОВЕЦ», выпущенный в 2000 году

Кран КС-45717К-3 образца 2010 года на шасси КАМАЗ-43118, оснащенный гексагональной стрелой

Кран КС-45717К-3 образца 2010 года на шасси КАМАЗ-43118, оснащенный гексагональной стрелой

Отдельная ветвь 25-тонных автокранов «ИВАНОВЕЦ» – краны на специальных шасси Брянского автомобильного завода. Выпуск первенца КС-54711 на шасси БАЗ-8029 (6х4) начался в 2007 году. В конструкции этого шасси ходовая рама представляла собой единое целое с неповоротной рамой крана. Такое техническое решение имело ряд преимуществ – увеличенную жесткость рамы, низкое расположение центра тяжести в транспортном положении и меньшую массу. Основные компоненты шасси – двигатель, трансмиссия, мосты и кабина – были заимствованы у КАМАЗа. Кран КС-54711 оснащался 3-секционной, телескопической, 22-метровой стрелой гексагонального сечения, изготовленной из высокопрочной стали Weldox, и характеризовался грузовым моментом 80,8 тм. Такие стрелы поставлял в рамках кооперации завод «Газпром-Кран» (сам «АВТОКРАН» выпускал в то время стрелы коробчатого сечения из стали 10ХСНД). Кран КС-54711 и его модернизированная версия КС-54711-1 выпускались с 2007 по 2009 год. За все это время было собрано чуть больше 400 кранов.

"ИВАНОВЕЦ" КС-54711 на спецшасси БАЗ-8029

«ИВАНОВЕЦ» КС-54711 на спецшасси БАЗ-8029

Впоследствии для спецшасси взамен камазовских компонентов использовались китайские. В период с конца 2000-х по начало 2010-х годов на спецшасси БАЗ-8031 была произведена малая серия 25-тонных кранов КС-54711Б с 3-секционной, 21-метровой, гексагональной стрелой. Также был изготовлен опытный образец крана КС-54711Б на спецшасси БАЗ-8031 с китайскими агрегатами и кабиной собственного производства БАЗ. Еще одна модель 25-тонника – KC-54712 на спецшасси БАЗ-80311 (6х4) – была выпущена опытно-промышленной партией. Этот кран оснащался 4-секционной стрелой многогранного профиля длиной 30,1 м. На шасси БАЗ-80311 также применялись китайские комплектующие – двигатель, трансмиссия, мосты и кабина.

Кран КС-54711Б с новой кабиной крановщика на спецшасси БАЗ-8031

Кран КС-54711Б с новой кабиной крановщика на спецшасси БАЗ-8031

- КС-54711Б на спецшасси БАЗ-8031 с кабиной производства БАЗ

КС-54711Б на спецшасси БАЗ-8031 с кабиной производства БАЗ

На рубеже 2000-2010-х годов завод «АВТОКРАН» начал комплектовать краны новыми кабинами крановщика повышенной обзорности и комфортабельности. Такие кабины устанавливались, в том числе, на краны на спецшасси, а впоследствии и на другие модели.

В 2010 году ивановские краностроители презентовали новое семейство автомобильных кранов АК-25 грузоподъемностью 25 т. Ключевые особенности АК-25 – 4-секционная телескопическая стрела длиной 30,7 м и увеличенный до 84,8 тм грузовой момент. На первых образцах кранов применялись камышинские стрелы гексагонального сечения из высокопрочной стали. На серийных машинах, с вводом на заводе «АВТОКРАН» в 2012 году автоматизированного комплекса по производству стрел, стали применяться стрелы овоидного профиля из высокопрочной стали.

Серийный кран КС-45717А-1Р семейства АК-25 на шасси МАЗ-6303, оснащенный овоидной стрелой

Серийный кран КС-45717А-1Р семейства АК-25 на шасси МАЗ-6303, оснащенный овоидной стрелой

В 2013 году вся линейка кранов «ИВАНОВЕЦ» была модернизирована с целью полного перехода на стрелы с овоидным сечением. Овоидными стрелами стали комплектоваться не только краны нового семейства АК-25, но и классические модели с 3-секционной, 21-метровой стрелой. Применявшиеся прежде коробчатые и гексагональные стрелы ушли в историю.

Серийный кран КС-45717А-1Р семейства АК-25 на шасси МАЗ-6303, оснащенный овоидной стрелой

Серийный кран КС-45717А-1Р семейства АК-25 на шасси МАЗ-6303, оснащенный овоидной стрелой

В 2014 году «Автокран» начал выпуск облегченных 25-тонных моделей семейства КС-55744 на 2-осных шасси КАМАЗ-53605 и МАЗ-5340. Главные достоинства этих кранов, ориентированных на городское строительство, – отсутствие перегрузов по осям, компактность, высокая маневренность и экономичность. Нагрузка на переднюю и заднюю оси составляет соответственно 7 и 10 т. Габаритная длина в транспортном положении – 9 м, меньше, чем у 16-тонника. Стрела – 3-секционная , 21-местровая, овоидная. Для повышения грузовысотных характеристик размер опорного контура существенно увеличен.

Облегченный 25-тонник КС-55744-1 на 2-осном шасси МАЗ-5340

Облегченный 25-тонник КС-55744-1 на 2-осном шасси МАЗ-5340

В 2019 году семейство 25-тонных автокранов «ИВАНОВЕЦ» серии АК-25 (с 4-секционной стрелой 30,7 м) пополнилось моделью КС-45717К-3Р Air на шасси КАМАЗ-43118, которая не имеет перегрузов. Чтобы кран соответствовал требованиям дорожного законодательства был улучшен ряд узлов и агрегатов: внедрена немецкая планетарная лебедка Zollern, шариковое ОПУ уменьшенной размерности, а также система телескопирования стрелы одним гидроцилиндром.

Модель КС-45717К-3Р Air серии АК-25 на шасси КАМАЗ-43118

Модель КС-45717К-3Р Air серии АК-25 на шасси КАМАЗ-43118

Еще одна разработка 2019 года – кран КС-45717К-3-58 серии КС-25 CNG на газомоторном шасси КАМАЗ-43118. Кран получил 3-секционную овоидную стрелу длиной 24 м. Грузовой момент повышен с 80 до 85 тм, этого удалось достичь за счет применения высокопрочной стали Strenx для изготовления стрелы, а также увеличенного опорного контура. Кран в рабочей комплектации выполняет требования правил перевозки грузов по дорогам общего пользования.

КС-45717К-3-58 серии КС-25 CNG на газомоторном шасси КАМАЗ-43118

КС-45717К-3-58 серии КС-25 CNG на газомоторном шасси КАМАЗ-43118

В 2020 году «ИМЗ АВТОКРАН» приступил к производству нового поколения кранов КС-25, представляющих собой глубокую модернизацию классического семейства КС-45717 с 3-секционной овоидной стрелой. Семейство разделено на две серии – общепромышленную КС-25В и для интенсивной профессиональной эксплуатации КС-25М.

Краны КС-25М подверглись наибольшим изменениям: увеличен на 17% опорный контур, предлагается два типа стрел (длиной 22 или 24 м), аутригеры и стрелы – из высокопрочной стали Strenx 700, установлена комфортабельная кабина с новыми органами управления, модернизирована гидравлика, усилена нижняя рама. Реализованный комплекс мер позволил нарастить до 85 тм грузовой момент и повысить грузоподъемность от 30 до 65% на средних и дальних вылетах по сравнению с серией КС-25В.

Кран КС-45717-2М серии КС-25М со стрелой 24 м на шасси "Урал NEXT"

Кран КС-45717-2М серии КС-25М со стрелой 24 м на шасси «Урал NEXT»

Меньше изменений в серии КС-25В, так как основная цель – остаться в рамках своей ценовой категории. У этих кранов грузовой момент остался прежним – 80 тм, применена традиционная бюджетная кабина, стандартный по размеру (но усиленный) опорный контур. В дополнение к 3-секционной стреле длиной 21 м, добавлена 3-секционная, 23-метровая.

Кран КС-45717K-1В серии КС-25В на шасси КАМАЗ-65115

Кран КС-45717K-1В серии КС-25В на шасси КАМАЗ-65115

Краны серий КС-25В и КС-25М получили оцинкованные гидролинии с врезными кольцами, усиленные опорные рамы. Интегрированный противовес не требует применения дополнительных противовесов, которые необходимо перевозить сторонними транспортными средствами. Краны обеих серий соответствуют требованиям правил перевозки грузов.

Материалы сайта ИМЗ «Автокран»

25-тонные «ИВАНОВЦЫ»: история и современность
Пролистать наверх