Потомственные текстильщики Никулины

Дня текстильщика до сих пор для многих родниковцев является главным праздником в году. В связи с ним хотелось бы вспомнить славные страницы прошлого, тех, кто добросовестно трудился в цехах орденоносного комбината «Большевик» и вполне обоснованно гордился и предприятием, и своей в высшей мере созидательной  профессией.

Более 200 лет отдала текстильной отрасли, а если говорить точнее – производству ткани, текстильная династия Никулиных. Около полувека назад её представителей во главе с отцом большого рабочего семейства Григорием Ивановичем Никулиным торжественно чествовали в клубе им. Ленина на тематическом вечере. О них  писала наша газета. 

Глава большого семейства

Кто же они такие, текстильщики Никулины? Григорий Иванович Никулин работал заправщиком основ, помощником мастера и мастером по ремонту оборудования, много лет готовил для родного предприятия  кадры помощников мастеров. Был партийным группоргом.  Григорий Иванович – потомственный текстильщик. Вот, что он рассказывал о себе:

­- Родился я в семье текстильщиков. С малых лет слышал в доме разговор о станках, об их наладке, о наработанном товаре. Когда подрос, сам встал за ткацкие станки. В то время, в конце 20­х годов, был распространён функциональный метод работы на оборудовании, то есть определённое количество станков обслуживало несколько рабочих и каждый выполнял свою операцию. Ткачиха смотрела за полотнами и заводила основные нити с переднего плана станка, отрывозаводчик надвязывал оборвавшиеся нити с заднего плана станка, заряжальщик – заряжал  челноки. В 1929 году на комбинате «Большевик» мне пришлось передавать свой опыт функционального обслуживания станков другим текстильщикам. Я тогда обслуживал 20 широких станков, заправленных сатином. Особенно памятна мне та пора, когда я работал мастером в бывшем ремесленном училище №15. … Послевоенные годы. Известно, какое это трудное было время. Многие семьи остались без кормильца. А наши женщины знают, как нелегко воспитывать детей без отца. И я старался не только научить 14­-15­-летних ребят работе на станках, но и как-­то заменить им погибших отцов.

Заслуженный текстильщик, воспитатель молодой смены признавался, что с особым чувством смотрит на фотографии тех лет и вспоминает своих учеников, которых уберёг от дурного влияния и вывел на правильную жизненную дорогу.  Среди учеников Григория Ивановича были такие известные   в Родниках люди, как заместитель начальника ткацкого производства, природолюб Виталий Шмелёв, секретарь парткома этого же производства Владимир Шавыркин, спортсмен Альберт Луньков и многие другие.

Несколько поколений семьи Никулиных честно трудились, создавая и преумножая славу родниковского текстиля.

Верная спутница и сподвижница

Супруга Григория Ивановича Никулина, Валентина Ивановна, тоже  имела самое прямое отношение к текстильной отрасли. « Я, как и муж, выросла в семье текстильщиков, ­ говорила она. ­  После семилетки,  в 1935 году, поступила в ФЗУ, где получила профессию ткачихи. Пришла на комбинат, в ткацкое производство. Здесь и проработала 35 лет».  С гордостью рассказывала ткачиха­ветеран о том, что выучила, вывела в люди всех своих  детей, дождалась внуков, обрела настоящее семейное счастье: «Дочь Алевтина закончила  вечерний техникум. Учится в техникуме младший сын Саша. Старший, Владимир, получил среднее образование в школе рабочей молодёжи и тоже хочет поступать в техникум. Сейчас я на пенсии. Главная забота – внучата. Буду очень рада, если и они станут ткачами».

Продолжатели рабочей династии

Дети Никулиных: Владимир, Алевтина и Александр – тогда, в середине 70-­х, только начинали свой трудовой путь, но уже заявили о себе и профессиональными достижениями, и  участием в общественной жизни. Владимир стал помощником мастера 2­-го ткацкого цеха, партгруппоргом, возглавил передовую бригаду.

-­ На мой  выбор ( брата и сестры тоже) повлиял пример родителей, -­ рассказывал о своём профессиональном самоопределении Владимир. – Мы пошли, как говорится, по стопам своих отцов и дедов. Несмотря на все трудности в профессии текстильщика, мы никогда не слышали от родителей плохих отзывов о ней. После окончания профтехшколы я работал во втором ткацком цехе, там же, где и отец. Даже в одну смену. И на комбинат, и с комбината ходили вместе. С работы возвращались хоть и уставшие, но довольные.

Вскоре после окончания ПТШ Владимиру Никулину доверили комплект ткацких станков. И он не посрамил чести своей семьи – вывел свою бригаду в передовые: она получила высокое звание бригады коммунистического труда. Младший брат бригадира-­передовика, Александр Никулин был комсомольским группоргом второго ткацкого цеха. Его группа в то время завоевала кубок Героев первых пятилеток.

«Не жалею, что стала ткачихой»

О судьбе династии Никулиных уже в сегодняшнее время рассказала нам Алевтина Григорьевна Перевезенцева (Никулина) ­  сестра Владимира и Александра. О ней на том вечере тоже говорили  много хорошего. Она,  как и мать,  связала свою судьбу с профессией ткачихи.

­ Начинала я ещё на старых станках, с трансмиссией, потом перешла на автоматы, СТБ, -­ вспоминает Алевтина Григорьевна. – Работала в третьем  ткацком цехе.  Ассортимент: молескины, трико.  У нас было много передовиков, многостаночников. В моей смене, например, ­ Мария Небурчилова, Надежда Тараканова, Мария Данилова. Конечно, плохо работать в таком коллективе было  нельзя. Тем более, я была ещё и партгруппоргом, заседателем в нарсуде. Так что, всегда выкладывалась по полной, старалась соответствовать.  Проработав пять лет, стала инструктором производственного обучения – учила молодых ткачих: девочек из ПУ, из школьных трудовых отрядов. Делилась с ними всем, что знала и умела. Сейчас уже давно на пенсии. Но очень хочу посмотреть, хоть одним глазком,  как там сейчас, на нашем родном ткацком производстве. Очень люблю свою профессию и нисколько не жалею, что стала ткачихой».

Кому передать эстафету поколений?

Алевтина Григорьевна проработала на комбинате до 2002 года.  Имеет много разных наград и  звание «Ветеран труда». Её  младшая дочь Ирина  стала заряжальщицей в третьем ткацком цехе, потом ткачихой. Работать нравилось,  но в 90-­е для текстиля настали трудные времена, из профессии ушла. Сейчас работает в суде. Её дети, как и дети другой дочери Алевтины Григорьевны,  Светланы, к текстилю уже никакого отношения не имеют.

Владимир Никулин, как и сестра,   честно трудился на комбинате до пенсии. Его сын Эдуард тоже ушёл из текстильной отрасли, а внук учится в институте на программиста. Не стали ткачами и потомки Александра Никулина и его жены Валентины (она начинала в прядильном производстве, а потом перешла к мужу, в ткацкую).  Младший брат и его супруга, к сожалению,  рано умерли. Но тоже жили и трудились очень достойно.

Рядом с Алевтиной Григорьевной, обдувщиком на станках СТБ, работал и её муж Вячеслав Фёдорович. С комбинатом  «Большевик» была связана рабочая  биография  дяди Алевтины Григорьевны, Юрия Ивановича Никулина. Среди его потомков тоже никто не выбрал себе текстильную профессию. И это очень печально, ведь производство ткани в Родниках испокон века держалось на таких вот крепких, хороших семьях, где текстильное ремесло передавалось  из рук в руки, а дети едва ли не  с молоком матери впитывали в себя любовь и уважение к фабричному труду и считали за честь быть продолжателями семейной династии.

Ольга Ступина

Материалы сайта газеты «Родниковский рабочий»

Потомственные текстильщики Никулины
Пролистать наверх