Профсоюзная сторона РТК призвала придать динамизм решению неотложных вопросов в социально-трудовой сфере

29 апреля на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (по ВКС) рассматривались вопросы, касающиеся оптимизации тарифов страховых взносов; совершенствования механизма назначения и выплаты социальных пенсий; исполнения в 2021 году бюджетов федеральных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования); защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении; ситуации на рынке труда и ряд других.

В процессе обсуждения вопросов повестки заседания Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков, поздравив участников заседания с Первомаем – Праздником Весны и Труда, внес существенные предложения в проект решения Комиссии.

По вопросу «О проектах федеральных законов по вопросам оптимизации тарифов страховых взносов «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» профсоюзная сторона посчитала необходимым предложить Министерству труда и социальной защиты РФ предоставить информацию о распределении единого совокупного тарифа по видам обязательного социального страхования в процентных пунктах с учетом дифференцированных ставок тарифов до величины предельной взносооблагаемой базы и сверх нее.

Рассматривая  проекты федеральных законов «О внесении изменений в статьи 166¹ и 236¹ Бюджетного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было  предложено провести консультации с социальными партнерами по вопросу определения критериев эффективности управления средствами страховых взносов на финансирование, во-первых, накопительной пенсии, во-вторых —  резерва по обязательному пенсионному страхованию Федеральным казначейством. И рассматривать этот вопрос следует ежегодно на заседаниях рабочих групп РТК при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета фондов.

При обсуждении проекта федерального закона  «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год» Михаил Шмаков  указал на проблемы, связанные с тем, что «в законопроекте отсутствуют пояснения по образованию дефицита бюджета и источникам его покрытия;  не представлены данные о численности работников, за которых уплачены страховые взносы, их составе в зависимости от полной/частичной занятости и льгот работодателям; закладываемая в проект динамика снижения коэффициента замещения пенсий утраченного заработка, вновь ставит вопрос о перспективах реализации долгосрочной Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года; коэффициент замещения пенсий утраченного заработка, который снизился с 33% в 2020 г. до 30% в 2021 г., не соответствует минимальным нормам Конвенции МОТ № 102».

По проекту федерального закона  «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год»  так же, как и Пенсионном фонде – «не представлены данные о численности работников, за которых уплачены страховые взносы, их составе в зависимости от полной/частичной занятости и льгот работодателям». При этом, профлидер обратил внимание членов РТК на «перекрестное финансирование, которое надо изживать: продолжается практика по финансированию расходов по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из доходов по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно с привлечением остатков средств на 01.01.2021. и резерва по данному виду страхования».

Вопрос  «Об обеспечении в существующих условиях защиты трудовых прав работников в части увольнения, объявления простоя, невыплаты заработной платы и расчета при увольнении» вызвал активную дискуссию в связи с мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, введенным в 2022 году правительственным постановлением №336.


Профсоюзная сторона заявила «о необходимости рассмотрения Минэкономразвития России совместно с Минтрудом и Рострудом  вопроса о внесении в Трудовой кодекс РФ (и, при необходимости, в Закон   № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») изменений, восстанавливающих особенности осуществления надзора в сфере труда (ранее закрепленные статьей 360 ТК РФ), в части отнесения к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан фактов невыплаты работникам заработной платы; необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; допуска к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировки на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также не представления или нарушения порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда, позволяющих Роструду проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по перечисленным основаниям, свидетельствующим о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры. Соответствующие предложения направить в Российскую трехстороннюю комиссию».

Шел острый обмен мнениями о препятствовании со стороны органов прокуратуры профсоюзному контролю за условиями и охраной труда, которым нередко пользуются нерадивые работодатели, ущемляя трудовые права работников.

Предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны Координатором стороны работодателей, Президентом РСПП Александром Шохиным.

На заседании выступили Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности и Николай Бойко, председатель Профсоюза гражданского персонала Вооруженных сил России.

По вышеизложенным и другим вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп Российской трехсторонней комиссии.

Выступая в разделе «разное»,  Михаил Шмаков поднял следующие вопросы.

О мерах поддержки объектов инфраструктуры детского отдыха в связи с проведением специальной военной операции на Украине – об установлении для всех регионов, принимающих участие в размещении в летних лагерях и санаториях эвакуированных жителей Донецкой и Луганской народных республик, общего порядка финансирования мероприятий по  организациях детского летнего отдыха и оздоровления, имея в виду: сохранение статуса здравниц, возмещение амортизационных, эксплуатационных расходов за время проживания эвакуированных; затраты на проживание, питание, медицинское обслуживание, зарплату персонала, а также компенсацию упущенной выгоды для недопущения разорения здравниц.

О стратегической инициативе «Профессионалитет», который, по мнению профсоюзов, предусматривает сокращение сроков обучения по программам среднего профессионального образования за счет интенсификации образовательного процесса и урезания (профилизации) общеобразовательных предметов, в т.ч. после общего образования (9-летней школы).

Предложив вернуть в рабочие группы РТК документы данного федерального проекта, профлидер отметил, что «реализация проекта только началась, профсоюзная сторона может предложить уточнения в паспорт проекта и принять участие в его реализации в качестве наблюдателя на всех уровнях».

О проекте федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией» — о введении внешнего управления в организациях, которые решили уйти с российского рынка после начала санкций. Данный законопроект затрагивает, в том числе, права и законные интересы работников. В связи с этим профсоюзная сторона РТК считает целесообразным сделать запрос в Госдуму о предоставлении материалов по проекту федерального закона и вынести его на обсуждение в рамках РТК.

Об увеличении заработной платы гражданского персонала «силовых ведомств» (МВД, ФСИН, Росгвардия) и работников Росгидрометцентра, не подпадающих  под майские указы Президента и получающих крайне низкую заработную плату — индексация заработной платы данных работников не обеспечивает повышение её покупательной способности.

О рассмотрении предложений Правительства Российской Федерации по повышению МРОТ и прожиточного минимума на РТК, касающихся исполнения «до 20 апреля текущего года» соответствующего поручения Президента  —  предложения Правительства в этой связи до сих пор не представлены в РТК (в соответствии со статьёй 35.1 Трудового кодекса РФ подобные предложения должны быть разработаны и обсуждены с участием РТК).

О создании межведомственной рабочей группы по обеспечению своевременной оплаты труда адвокатов по назначению государственных органов — вопрос о задолженности по оплате труда адвокатов рассматривается регулярно. Он до сих пор не решён. Необходимо дать поручение Минфину России о создании указанной рабочей группы и зафиксировать это в протоколе РТК.

О проекте федерального закона   «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» — в соответствии с решением РТК от 28 января т.г. Минэкономразвития России было поручено провести в 2-недельный срок совещание с социальными партнерами в части согласования основных принципов учёта в составе регулируемых цен (тарифов) затрат, обусловленных социально-трудовыми отношениями и положениями соглашений в сфере социального партнерства. Профсоюзная сторона РТК по запросу Минэкономразвития России (от 17 февраля т.г.) направила для проведения совещания свою позицию по данному законопроекту. До настоящего времени совещание не проведено.

О работе Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области – по  решению РТК от  28 января 2022 года  стороны социального партнерства должны во втором квартале  2022 года заслушать информацию о работе Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области на заседании рабочей группы РТК  по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения. Профсоюзная сторона вносит предложение назначить заседание рабочей группы РТК в ближайшее время, так как должного реагирования в Тверской области на критику РТК не произошло.

О включении представителей объединений профсоюзов и объединений работодателей в состав межведомственных штабов (комиссий, рабочих групп) в субъектах Российской Федерации в целях оперативного решения вопросов в сфере занятости населения — в сформированные  в 76 субъектах РФ межведомственные штабы (комиссии, рабочие группы) в ряде не самых передовых регионов страны представители территориальных объединений профсоюзов не включены.

Председатель ФНПР призвал социальных партнеров «придать динамизм решению неотложных вопросов в социально-трудовой сфере» для скорейшего преодоления трудностей и санкционных преград в социально-экономическом развитии страны, восстановления рынка труда, уровня заработной платы трудящихся, успешного завершения специальной военной операции на Украине.

Профсоюзная сторона сообщила о внесении изменения в состав профсоюзной стороны РТК. Из неё выведен Валерий Селитринников и введён Олег Соколов, секретарь  ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР.

Координатор РТК, Вице-премьер Татьяна Голикова заверила, что поставленные профсоюзами вопросы будут рассмотрены в рамках РТК. Она рассказала о многогранной оперативной работе правительства на кризисном этапе жизни страны, выразила твердую уверенность в преодолении временных трудностей и преград, в том числе с помощью эффективного трехстороннего взаимодействия, поздравила участников заседания с предстоящими ДНЕМ ТРУДА и ДНЕМ ПОБЕДЫ.

Материалы сайта ФНПР

Профсоюзная сторона РТК призвала придать динамизм решению неотложных вопросов в социально-трудовой сфере
Пролистать наверх