Предприятия оборонного комплекса готовы работать по особым правилам

Постановление правительства об особенностях правового регулирования трудовых отношений на предприятиях, выполняющих гособоронзаказ, профорганизациями воспринято с пониманием. Тем более что и раньше персонал привлекали к сверхурочной работе при необходимости. Теперь же оплата и условия труда четко прописаны. Все лишь ждут рекомендаций от Минпромторга и Минтруда. В РОСПРОФПРОМ и первичках нет вопросов к содержанию постановления, зато есть — к зарплатам и уровню их индексации.

В рамках спецмер

1 августа 2022 года правительство приняло постановление № 1365 об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса. Документ конкретизирует вступившие в силу в июле изменения закона “Об обороне” и Трудового кодекса, касающиеся обеспечения спецмер в сфере экономики при силовых операциях за пределами РФ. Новые правила позволят в течение года после введения спецмер привлекать сотрудников оборонного комплекса без их специального согласия к сверхурочной работе. Документ предписывает, что дополнительная работа должна длиться не более четырех часов в день и оплачиваться “не менее чем в двойном размере” (сейчас, согласно ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере). В постановлении сделаны исключения для работников с инвалидностью, женщин с детьми в возрасте до трех лет, одиноких родителей с детьми до 14 лет и семей с детьми-инвалидами. Если такие обстоятельства присутствуют, работодатель должен будет заручиться письменным согласием сотрудника на сверхурочную работу.

Изменять график остальных работников оборонной сферы можно без согласия, лишь предупредив человека за три дня. При этом еженедельно работник должен отдыхать “не менее 24 часов непрерывно”, отмечается в документе. Привлекать к исполнению обязанностей сотрудников можно будет и в выходные, и в праздничные дни с аналогичной доплатой.

Сотрудника можно будет отозвать из отпуска, также предупредив об этом за три дня. Отпуск работодатели смогут своим подчиненным даже отменять, то есть переносить без согласия, но “при этом отпуск должен быть предоставлен работнику не позднее 18 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется, либо часть отпуска, превышающая 21 день, по заявлению работника может подлежать замене денежной компенсацией”.

Готовность номер один

В Российском профсоюзе работников промышленности с пониманием относятся к введению особого режима работы на предприятиях оборонного комплекса.

— Причина принятия постановления понятная: в этих сложных условиях нужно принимать какие-то экстраординарные меры. Но, к сожалению, до сих пор постановление не может быть реально использовано, потому что необходимы дополнительные документы. Минпромторг должен предоставить исчерпывающий перечень предприятий, участков, организаций, цехов, в которых это постановление действует. А Минтруд должен, в соответствии с этим же постановлением, определиться по регламентной части. Достаточно много времени прошло, у предприятий необходимость в использовании этого постановления есть, и отдельные директора, не дождавшись документов ведомств, начинают собственные регламенты выдумывать, ссылаясь на постановление, которое еще не приведено в действие, — сказал в комментарии газете “Солидарность” председатель РОСПРОФПРОМ Андрей Чекменев.

В пресс-службе Минпромторга сообщили “Солидарности”, что приказом от 10 августа 2022 года № 3316 утвержден перечень отдельных организаций ОПК, на которые будет распространяться постановление правительства № 1365, однако это “информация  ограниченного доступа”. Выписка из приказа направлена на предприятия, включенные в этот список. В настоящее время “проводится работа по расширению перечня с внесением соответствующих изменений в приказ № 3316. После утверждения в установленном порядке и регистрации в Минюсте России уточненной редакции приказа всем организациям, включенным в обновленный перечень, также будет направлена выписка с указанием их номера”, — сообщили в пресс-службе ведомства. Что касается методических рекомендаций по порядку применения постановления правительства, пока что Минпромторгом разработан проект, который в ближайшее время будет утвержден совместным с Минтруда приказом и опубликован на официальных сайтах ведомств. В Минтруда также направлен запрос.

По факту администрациям ряда предприятий, выполняющих гособоронзаказ, все равно приходится привлекать людей и к сверхурочным работам, и к работе в выходные дни, не дожидаясь методичек сверху.

— Понятно, что, начиная с февраля, наши предприятия, производящие боеприпасы и военную технику, работают в особом режиме. Даже в рамках прежних нормативных документов профсоюзные комитеты достаточно оперативно откликаются на обращения администрации относительно привлечения к работе в сверхурочное время. По крайней мере у меня нет информации, что где-то возникает недопонимание в этом вопросе. Я думаю, что в ближайшее время будут устранены последние шероховатости, — сказал Андрей Чекменев.

Глава Тульской областной организации Российского профсоюза работников промышленности Иван Андреев тоже отметил, что “пока методических рекомендаций не видел”.

— Но в постановлении и так достаточно ясно написано, что можно и чего нельзя. Что касается списка предприятий, Тула — такой регион, что мы даже не сомневаемся, что все наши предприятия оборонного комплекса войдут в этот перечень. Поэтому тут ничего нового не ожидаем. На некоторых предприятиях локальные нормативные акты уже начинают действовать, — сообщил Андреев.

И добавил, что “абсолютное большинство понимает ситуацию в связи со специальной военной операцией”. Тем не менее глава Тульского обкома РОСПРОФПРОМ уверен, что необходимо до каждого работника донести содержание постановления, объяснить, как это все будет работать.

— Полная информированность по данному вопросу — залог благоприятного социального климата в коллективах и гарантия выполнения гособоронзаказа. Областной комитет и первичные организации Роспрофпрома мониторят ситуацию с целью недопущения возможных нарушений прав работников. Впрочем, как и всегда, мы стоим на страже исполнения Трудового кодекса. На сегодня у нас никаких замечаний, возражений и жалоб от работников нет. Предприятия работают и стараются выдавать то, что обязались по гособоронзаказу, — заверил Иван Андреев.

Информация с мест

Завод им. Я.М. Свердлова в Нижегородской области — уникальное научно-производственное предприятие, крупнейшее по объемам производства и технологическим мощностям в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации. Председатель первичной профсоюзной организации завода Сергей Шишкин заявил, что оно входит в соответствующий перечень Минпромторга. Но пока что привлечение работников на сверхурочные работы в случае необходимости оформляется отдельными приказами и с согласия работников.

— У нас на предприятии сверхурочные работы оформляются разово, по каждому случаю отдельным приказом. Потому что пока нет разъяснений от Минтруда о применении этого постановления, чтобы вносить изменения в коллективный договор или в постоянно действующие нормативные акты. Пока что было подписано всего лишь два приказа, причем работник подписывает согласие, выбирая либо повышенную оплату труда, либо компенсацию дополнительным днем отдыха, — рассказал глава профкома.

Нет сомнений, что постановление распространяется на работников — членов первички, и у председателя ППО “Пермские пороховики” Олега Шилыковского. Профорганизация объединяет два оборонных предприятия, расположенных на одной территории: одно входит в контур “Ростеха” — “Технодинамика”, а второе  — Федеральное казенное предприятие “Пермский пороховой завод” Министерства промышленности и торговли.

— Мы — чистые оборонщики, выполняем сегодня те задачи, которые поставлены перед нами государством. У нас создана рабочая группа, и мы уже готовы применить это постановление. Проект локального нормативного акта подготовлен, ждем, когда придут рекомендации, чтобы убедиться, что мы находимся в списке. По большое счету, это постановление профсоюзная организация восприняла адекватно, даже с позитивом. Потому что работодатель еще до начала СВО использовал лазейки в трудовом законодательстве, говоря, что двойной оплаты не будет, а будет одинарная с переносом выходного дня на другой период. Сейчас же четко прописано, что если надо работать — работаем за двойную оплату. Поэтому среди работников нет никакой напряженности. Мы все понимаем, на каком предприятии работаем, какие задачи выполняем. Гособоронзаказ как был для нас, так и остался гособоронзаказом, мы к нему всегда серьезно относились, — сказал Олег Шилыковский.

Ниже инфляции

Гораздо больше оборонщиков волнует другая проблема: на данный момент для исполнителей госзаказа нет индекса-дефлятора, с помощью которого можно скорректировать рост цен на конечную продукцию в процессе производства. Заимствуется либо индекс-дефлятор для производителей продукции машиностроения (4,3% в 2022 году при прогнозной инфляции 17,5% от Минэкономразвития), либо цена на готовый продукт индексируется с поправкой на удорожание использованных материалов и комплектующих. Размер индексов, используемых при определении оплаты труда работников предприятий — исполнителей госзаказа, не позволяет установить им конкурентоспособную зарплату.

— Сегодня Минобороны ограничивает нас при выполнении гособоронзаказа индексом-дефлятором, который намного ниже, чем инфляция и соответственная проводимая индексация. Как мы должны выполнять коллективный договор, соглашения? — задается вопросом Олег Шилыковский. — Сейчас вроде бы Минобороны пошло навстречу, что нам можно фактические затраты отнести на себестоимость продукции, что будет каким-то образом еще и компенсироваться государством.

Российский профсоюз работников промышленности давно поднимает этот вопрос, а в нынешней тяжелой ситуации, когда на рабочих ОПК легла повышенная нагрузка и ответственность, актуальность этого вопроса возросла.

— Сейчас тяжелое время, и людям работать будет нелегко. Одно дело — какое-то время поработать на энтузиазме, но когда это обыденный напряженный труд, мы, как профсоюзные работники, понимаем, что людям нужно за это платить. И это не только двойная оплата за сверхурочное время — нужно пересмотреть всю шкалу зарплат на предприятиях. К сожалению, мы об этом тоже говорили давно. И говорим. С нами согласны и работодатели, что оплата труда при выполнении гособоронзаказа не вполне соответствует нашим договоренностям. Мы коллективным договором определяем один уровень зарплаты, но Минобороны устанавливает другую оплату труда работников, выполняющих гособоронзаказ, в соответствии с коэффициентом-дефлятором, который устанавливает Минэкономразвития. И если инфляция по стране за прошлый год зафиксирована больше 10%, то коэффициент-дефлятор составил 3,4%. По нашему соглашению индексировать зарплату надо на 1,2% выше уровня инфляции прошлого года, но на предприятиях, работающих с гособоронзаказом, такой возможности нет. Я думаю, что пересмотр этого ограничения должен быть произведен в ближайшее время, потому что работники сегодня находятся в очень сложных условиях, — заявил глава РОСПРОФПРОМ Андрей Чекменев.

Между тем, по сообщению ТАСС, необходимость корректировки показателей, на основе которых формируются цены на продукцию гособоронзаказа, обсуждалась на совещании вице-премьера Юрия Борисова с профильными министерствами, ведомствами и руководством предприятий ОПК в июне этого года. По итогам совещания Минэкономразвития поручено совместно с Минфином установить единый индекс, который будет применяться для расчета цен на продукцию по гособоронзаказу в 2022 — 2025 годах.

Материалы сайта РОСПРОФПРОМ

Предприятия оборонного комплекса готовы работать по особым правилам
Пролистать наверх